Архип Куинджи родился в 1842 году, а умер в 1910 году. Его можно считать одним из самых значимых «солнцепоклонников», конечно же после Айвозовского. Его минорные, печальные закаты, такие как: «Закат» (1876-1890), два одноименных этюда «Закат в степи на берегу моря» и «Закат» (1898-1908), прорисованы густой пастозной краской. Густую фиолетовую краску на этих картинах подавляет светлый оранжевый или желтый цвет. Но все эти необычно естественные и красивые цветосочетания вполне соответствуют реальной природе в солнечном освещении.
Если в своих горных пейзажах цвета перерастали в своеобразную декоративную живопись, то «солнечный» цикл у Куинджи сохраняет все свое обаяние натурального цвета. В этюдных работах закаты тихо созерцательны, спокойны, в принципе, как и все остальные работы Архипа Куинджи. Но некоторые его закаты можно понять и метафорически: как завершение кругооборота жизни или как тихое угасание природы. Пепельное покрытие ярких красок, минорное угасание цвета, траурное смещение бордовых, фиолетовых и сиреневых цветов – были свойственны и к горным этюдам художника.
У художника есть несколько замечательных произведений, которые как бы сконцентрировали его элегическое мировосприятие. Это «мировосприятие» впервые появилось в картине «Вечер» (1888), где грустные или же минорные краски фиолетового регистра создают очень печальное настроение, чем-то похожее на ностальгическое чувство по угасающей природе.
Этюд «Сумерки» наполнен какими-то тревожными предчувствиями. Его желтые и фиолетовые цвета говорят с предостережением. Тем самым предавая своеобразное беспокойство картине.